Правила для правил

Правила для правил

Кто любит следовать правилам? Далеко не каждый взрослый, а уж тем более ребенок! Они скучные, непонятные, тяжелые, не дают делать, что хочется, и вообще, не понятно кто их придумал! Но для развития ребенка (да, признаться, и взрослого тоже) правила необходимы — они задают границы миру, делают его более понятным, структурированным, и благодаря этому более удобным для изучения нового. Пропадает необходимость тратить время и внимание на изобретение велосипедов в общении, поведении и каждый раз экспериментально выяснять, какие последствия будут у поступка, — проще говоря, «прилетит» или нет от родителей.

Но также все знают, что правила далеко не всегда работают и часто их очень сложно внедрить в повседневную жизнь. Дело в том, что существуют еще и «правила для правил» — то есть правило будет работать, только если соблюдены определенные условия.

1. Правило должно быть четко сформулированным, простым и понятным. Родитель должен убедиться, что ребенок точно его услышал и понял. Иначе у него просто не будет возможности соблюсти его!

2. Правило должно соблюдаться всегда! С этим пунктом надо быть довольно внимательными. Это значит, что если вы ввели правило, например, смотреть видосики или играть в игры только после сделанных уроков, то так должно происходить всегда. Только в этом случае, постепенно, ребенок сможет приучиться к этому распорядку и легко, без сбоев и страданий придерживаться его. Как только появляются «исключения» в виде «Ну, ладно, сегодня такой день, сегодня можно по-другому», или «Ну, хорошо, разочек давай пропустим, но потом обязательно!» и подобные им — правило перестанет работать совсем. Даже одно исключение сразу дает понять, что правило не такое уж и строгое, что можно его обойти, договориться, отсрочить — то есть соблюдать его совершенно не обязательно. Не такое уж и правило, так сказать. И, конечно, ребенок выберет более легкий и приятный путь, а правило перестанет существовать, так и не появившись.

Поэтому очень важно при введении правила подумать, а сможет ли оно соблюдаться всегда. Будут ли объективные возможности для этого как у ребенка, так и у родителей. Если нет — это не может становиться правилом.

3. Самое сложное правило для правил — их должны соблюдать все члены семьи. Именно так, не больше и не меньше. Дети учатся в первую очередь на примере, а не на объяснениях. Нет смысла объяснять, что чего-то нельзя делать, если ребенок видит, что другие члены семьи это делают, — у него будет наглядная информация, что все-таки можно.
Если ребенок должен следить за своими вещами и не раскидывать обувь в прихожей, когда пришел с улицы, — это должны делать все члены семьи. Если ребенок будет видеть, что папа оставил ботинки на дороге, а мама деловой костюм кинула на кресло, мол, «потом уберу», он будет знать, что на самом деле нет такого правила и в целом можно и обувь не убрать, и одежду кинуть куда попало. Потом уберет, когда-нибудь. Ребенок видит пример, а пример всегда действеннее, чем слова. Пример показывает, как происходит «на самом деле». Поэтому, когда вводится правило, оно должно быть из серии «в нашей семье так не принято», «мы так не делаем».

Конечно, есть ситуации, когда ребенку нельзя что-то, что можно взрослому, и это становится правилом. Например, алкоголь, определенные виды физической активности, с которыми ребенок не может справиться, управление техникой, для которой нужны специальные навыки и так далее. В этом случае нужно объяснить, почему нельзя этого делать и когда, при каких условиях будет можно. И напоминать при необходимости — это нормально, детям может быть сложно удержать в голове новые логические объяснения.


И конечно, некоторые правила должны быть гибкими. По сути, это будут и не правила уже, а некая система договоренностей о важных вещах, которые надо делать, но в самом деле не всегда есть возможность. Например, ребенок ходит на тренировку, это надо, но если устал, или плохое настроение, или есть что-то более важное (с точки зрения ребенка, не только родителя), то можно и пропустить. Родитель и ребенок договариваются об обстоятельствах, условиях и последствиях отмены занятия и принимают решение совместно. Это позволит ребенку учиться планировать и принимать решения и даст ему возможность почувствовать, что его мнение в самом деле важно. Бояться, что он бросит тренировку (в этом примере) не надо — если это для него интересно, то не бросит, а если тренировки — это что-то не нужное ему, то не надо за это цепляться. Для ребенка нормально искать, пробовать и бросать, он изучает мир.

Конечно, описанные рекомендации довольно обобщенные. Семьи разные, ситуации возникают разные и, возможно, что-то нужно будет немного адаптировать под каждую конкретную семью. Но обязателен общий вектор — последовательность, стабильность и предсказуемость правил.