В песочной терапии мир детства вновь распахивает перед человеком свои двери,
и эти же двери ведут в бессознательное
и скрытые в нем тайны.
Дональд Сандер (юнгианский песочный терапевт)
Юнгианская песочная терапия — это самостоятельный психотерапевтический метод. Он имеет под собой юнгианский подход как теоретическую основу и был основан Дорой Марией Калфф — ученицей Карла Густава Юнга.
История метода интересная и немного даже сказочная.
Герберт Уэллс, известный фантаст, которого мы знаем по книгам "Война миров", "Человек-невидимка" и другим, наблюдал за своими сыновьями во время игры. У мальчиков была игровая комната, заполненная разнообразными игрушками, где они играли на полу. Уэллс заметил, что часто мальчики разрешали в этих играх свои эмоциональные проблемы, в том числе и сложности взаимоотношений. Он написал об этом книгу "Игры на полу".
Книгой Уэллса вдохновилась Маргарет Ловенфельд, английский педиатр, которая работала с детьми и в психологическом подходе. Она стала давать своим маленьким пациентам играть и просто наблюдала за игрой. В ее кабинете стояли два ящика с песком и вода — совершенно случайно. Дети начали переносить игрушки в эти ящики, и Маргарет увидела эффективность этого. Так как дети в основном строили "свой мир", она назвала подход "Техникой мира", стала рассказывать о методе и учить ему.
Дора Калфф, которая в то время работала с детьми, по рекомендации К. Г. Юнга и с его благословения в 1954 году поехала учиться к Ловенфельд. Она объединила метод с юнгианским подходом, и так появилась юнгианская песочная терапия.
Сама Дора следовала философии дзен-буддизма, была знакома с известными буддийскими учителями. Она привнесла эту философию и в метод — недирективный подход, невмешательство психолога, медитативность процесса, предоставление пространства, чтобы внутренний процесс человека смог развернуться.
Метод песочной терапии подходит и детям, и взрослым. Через песок, воду, фигурки, изображающие все, что нам известно об этом мире, человек прикасается к глубинным структурам себя, к своему бессознательному. То, что беспокоит его, тревожит и переполняет, в песочнице становится видимым, открытым.
"Картина на песке […] может быть понята как трехмерное изображение какого-либо аспекта душевного состояния. Неосознанная проблема разыгрывается в песочнице, подобно драме, конфликт переносится из внутреннего мира во внешний и делается зримым" (Дора Калф, «Sandplay»,1980).
Человек может понять и разрешить свой конфликт. То, что он видит и осязает при работе с песком, отражается в его внутреннем мире и оказывает целительный эффект. Психолог сопровождает этот процесс, не вмешивается в него, не интерпретирует — он свидетель происходящего, который понимает и поддерживает. Все это делает песочную терапию бережным, мягким, но при этом глубоким эффективным методом.