Семь кругов одиночества

Семь кругов одиночества

Каким должен быть маленький ребенок? Разумеется — шумным, непоседливым и неугомонным. И если малыш другой, то учителя и воспитатели начинают волноваться, а родители бьют тревогу.

В самом деле, как нужно относиться к тому, что маленький человек любит оставаться один, заниматься какими-то "своими делами", не всегда понятными взрослому, с трудом заводит друзей, боится новых людей и вообще старается избегать общения? Мамы и папы пытаются понять, "нормально" это или нет. Как считают специалисты, здесь возможны разные варианты.


Человек в себе

Некоторые дети любят заниматься каким-то одним делом, тихо сидеть с книжкой, пластилином, игрушками или моделями. Они спокойно и даже несколько равнодушно относятся к возможности пообщаться, к другим малышам. Часто у таких ребят есть один-два хороших друга, которых они помнят и любят, даже если видят их довольно редко. Родители такого ребенка замечают, что он часто "впадает" в задумчивость, делает паузы перед ответом на вопросы, иногда на некоторое время у него даже может появиться немного отрешенный вид. При этом его поведение в целом адекватно ситуации, просто он чуть менее активен и общителен, чем другие дети.

Чаще всего в таких случаях можно говорить о некоторой интровертированфности малыша, склонности погружаться в себя, чтобы прислушиваться к своим переживаниям и найти собственные "смыслы". Это личностная черта, к которой нужно отнестись с пониманием: не пытайтесь вмешиваться и перестраивать ребенка. Он оценит эту заботу и будет с доверием открывать свой внутренний мир близким людям. А вот попытки переделать его характер приведут к появлению психологических защит, желанию отгородиться еще больше, недоверию и напряженности.


Хрупкий мир

Если замкнутость появилась в какой-то определенный момент или родитель заметил, что малыш постепенно меняется, "что-то начинает происходить", важно оценить сложившуюся ситуацию и попытаться найти причины таких изменений. Тогда станет понятнее, как близкий взрослый сможет помочь маленькому человеку.

Возможно, случился какой-то конфликт, который травмировал ребенка. Как правило, дети остро переживают семейные сложности, часто обвиняют себя в их возникновении. Если обстановка в семье накалена, малыш, как правило, старается избежать влияния окружающих, стать тихим, незаметным. Он не хочет "вызывать огонь на себя", становиться причиной очередной ссоры. Или просто пытается создать свой собственный мирок, где у него все замечательно, родители любят друг друга, а он очень хороший, послушный и совсем "не мешает" им. Если обстоятельства складываются именно так, то взрослые должны как можно скорее "заняться" собой, малышом и своей семейной жизнью. Нужно помочь ребенку показать, что мама и папа очень любят его. Причем необходимо именно показывать, говорить и действовать, не загоняя себя в рамки привычного убеждения — мол, он "и так знает, что его любят". В своих переживаниях маленький человек во многом ориентируется на позицию и действия родителей, на то, что исходит от них. Его жизненный опыт еще не так велик, чтобы разбираться в хитросплетениях человеческих чувств.


В чем причина?

Похожая ситуация может сложиться и при вынужденном одиночестве ребенка, когда родители много работают, времени на общение практически не остается, или если взрослые не считают нужным уделять ему много внимания ("Сам себя поймет!"). Чувствуя и тяжело переживая одиночество, малыш закрывается и не считает нужным показывать кому-либо свои горести, которые не интересны даже маме и папе.

Причинами замкнутости и необщительности могут быть, конечно, и некоторые частные сложности, напрямую не связанные с атмосферой в семье и личностными особенностями ребенка: переутомление, болезнь, ссора с другом, школьные трудности. Взрослый может помочь малышу, просто выслушав, выразив понимание его чувств. Скорее всего, этого будет достаточно, чтобы он почувствовал поддержку и смог самостоятельно найти творческое решение своей проблемы. А вот если речь идет о переутомлении, то, конечно, необходим отдых и, возможно, лечение.


Законы песочницы

Некоторые родители при общении со своими детьми используют старый и порочный принцип — ребенок "всегда неправ". Все делает не так, говорит плохо, этого и того не умеет. Излишняя критичность со стороны близких взрослых может привести к тому, что малыш решит закрыться, не идти на контакт вообще, раз уж так сложно угодить маме и папе.

Такой же удар наносят родители психике своих малышей и в том случае, если постоянно указывают "как надо" себя вести. Конечно, если ребенок не может что-то сделать самостоятельно, то подсказка необходима. Но очень часто взрослые, причем из самых лучших побуждений, вторгаются в "запретные" зоны. Вы и сами не раз слышали, как мама или бабушка говорит крохе: "Иди, скажи этому мальчику, что ты хочешь с ним играть", или "А почему ты промолчал? Надо было сказать так и так!". Ребенок растерян, он не знает, как поступить — заняться своими делами, как хочется, или пойти "к мальчику"? Сделать то, что кажется правильным, или повторить слова, надиктованные старшим?..

Дети почти всегда интуитивно чувствуют, как им общаться и находить интересные темы, по каким правилам делиться "совочками". Даже если на каком-то этапе малыш был ограничен в общении со сверстниками, он все равно на уровне подсознания владеет законами "детского братства" и лишен "взрослых" шаблонов. Активное вмешательство родителей, без просьбы ребенка или его вопроса, почти наверняка вызовет проблемы в общении, неуверенность, непонимание ситуации, недоверие ребенка к своему интуитивному знанию. Для маленького человека главное — доверие взрослых и понимание того, что родители любят его и готовы поддержать в любой ситуации.



Впервые опубликовано в журнале "Мама, папа, я", № 7, 2014.