Мы опасаемся переходить дорогу перед движущимся потоком машин, ложиться на операцию, потерять работу... Это инстинкт самосохранения. Но есть и другие страхи — необъяснимые, навязчивые, казалось бы, беспричинные.
Если они долгое время не проходят, это может говорить об устойчивом внутреннем неблагополучии, невротическом состоянии. Такие устойчивые страхи появляются у детей по самым разным причинам — например, в результате травмирующего опыта — испуга, боли, конфликта, неудачи — и закрепляются из-за отсутствия своевременной поддержки и понимания со стороны близких людей, родителей.
Очень распространен внушенный страх — Бабы Яги, "дядьки", "бабая" — которые "приходят и уносят" ребенка за плохое поведение. Взрослые сами заражают детей подобными страхами, не задумываясь о том, что маленький ребенок еще не делит мир на настоящий и выдуманный — для него реально любое явление, а особенно то, о котором ему говорят родители. Внушенные страхи могут возникать, когда взрослый чрезмерно подчеркивает опасность какой-то ситуации или сам настолько обеспокоен, что невольно передает свои эмоции окружающим. Малыш в силу возраста не может оценить степень реально опасности. Выслушав пространные объяснения родителя, он усваивает одно — "это страшно". Множественные ограничения и запреты пагубным образом сказываются на развитии ребенка, его уверенности в себе. Чувствительным, ослабленным в психическом и физическом плане детям сложнее справляться с внешними воздействиями, поэтому страхи, как дневные, так и ночные, у них появляются быстрее, чем у здоровых детей.
Не всякий малыш может открыто рассказать о своих переживаниях. Внимание и наблюдательность взрослых помогают увидеть тревожные симптомы.
В состоянии хронического беспокойства, страха ребенок напряжен, находится как будто в постоянном ожидании, редко улыбается, легко пугается. Он не может полностью расслабить мышцы, слишком быстро и сильно устает, жалуется на частые головные боли. Ночью у него появляются сноговорения, кошмарные сновидения, беспокойный сон, внезапные пробуждения среди ночи. Общение с людьми ограничивается привычным кругом, ему тяжело идти на контакт, у него быстро меняется настроение без видимых причин.
Что делать родителям, если они заметили страхи и повышенную тревожность у ребенка?
— Нельзя винить, ругать его за то, что он боится, и тем более — наказывать. Этот страх — неконтролируемый, с ним нельзя справиться усилием воли. Лучше всего отнестись к этому состоянию без лишнего беспокойства. Обойдитесь без фраз "Ну ты же больше не будешь бояться?", "Ты смелый мальчик?" Этим родители только закрепляют эмоциональное неблагополучие.
Если страх выражен несильно, можно отвлечь малыша, поиграть с ним, занять чем-то интересным — лучше всего в ходе совместной деятельности. Тогда ребенок не только отвлечется, но и почувствует любовь и поддержку родителей.
— Понаблюдайте за собой, вспомните свое детство — какие страхи были у вас? С большой долей вероятности может оказаться, что ваше состояние было похоже на то, что происходит сейчас с вашим чадом.
— Пересмотрите свою воспитательную стратегию. Достаточно ли у детей свободы для проявления собственных возможностей? Приучены ли они самостоятельно решать посильные для их возраста проблемы? Желание постоянно проверять ребенка также развивает склонность к страхам, рождает чувство беспомощности.
— Позаботьтесь о собственном эмоциональном благополучии и благополучии семьи в целом. Это тот тыл, который помогает ребенку справляться со страхами, тревогами и жизненными неурядицами.
Впервые опубликовано в журнале "Мама, папа, я", № 1, 2013.